Термины в нардах

Агрессивная игра

Стиль игры, в которой игрок провоцирует противника, который уже убежал

своими задними шашками, на контакт.

Агрессивная игра предусматривает активный обмен ударами и другие элементы свободной игры

и преследует цель, получить некое преимущество, а именно, застроить много пунктов в своем доме

и запереть противника или наоборот, построить хорошо укрепленный плацдарм в доме противника

или установить контроль над стратегически важными участками игрового поля.

Аккуратная игра

Стиль игры, оставляющая минимальные шансы противнику, хотя и не самая оптимальная,

с точки зрения стратегии. Обычно используется, когда игрок объявил «куб» и он теперь

находится у противника.

Анкер (Якорь)

«Пункт», занятый игроком в доме противника.

Атакующая игра

Стиль игры, стратегия, когда игрок пытается выбить шашки противника

и одновременно застроить свой «дом».

Бар

Планка(перегородка) в середине доски, разделяющая её на две части.

Сюда складываются подбитые шашки.

Бар-пункт

«Пункт» под номером 7. Стратегически важный пункт (поэтому имеющий собственное название),

наряду с пятым пунктом, называемым «ЗОЛОТЫМ ПУНКТОМ».

Бивер

Дополнительное правило увеличения ставок (см. ДАВЕ), применяемое по взаимному соглашению.

Игрок, которому противник объявил «даве», может немедленно снова удвоить ставки (учетверить),

оставив куб на своей стороне, оставляя право следующего удвоения за собой.

Билдер

Свободная шашка, нацеленная на «ПУНКТ», либо на «БЛОТ» противника.

Различают:

активный «билдер» – шашка, которую можно использовать для застройки свободных пунктов,

не разрушая других пунктов;

пассивный «билдер» – при застройке свободного пункта или атаке на «блот» разрушается

уже застроенный пункт, и шашка остается под «ПРЯМЫМ УДАРОМ».

Блиц

Атака на шашки противника в своем «ДОМЕ» с целью полностью их выбить и застроить дом.

Блокада

Последовательная цепочка «ПУНКТОВ», захваченных игроком с целью задержать шашки противника.

См. также «ПРАЙМ».
Блокировать

Захватывать «ПУНКТЫ» перед шашками противника, не давая им перемещаться.

Блот

Одинокая шашка, подставленная по удар.

Взять пункт

Поместить две (или более) шашек в один «ПУНКТ», после чего эти шашки не могут быть сбиты противником.

Взятый «ПУНКТ» препятствует перемещению шашек противника.

Занять «ПУНКТ», можно естественным образом – помещая туда две шашки одним ходом или

при помощи техники, называемой «СЛОТТИНГ», – опуская одним ходом одну шашку и оставляя ее

на некоторое время под боем, после чего эта шашка накрывается второй шашкой одним из следующих ходов.

Выдвинутый анкер

Захваченный игроком четвертый или пятый «ПУНКТ» в доме противника.

Дабл матч-пойнт

Решающая партия в матче.

Даве (Duble)

Предложение в игре сдаться или принять куб удвоения.

Дальнобойный удар

Попадание «НЕ ПРЯМЫМ УДАРОМ», вероятность которого была сравнительно мала.

Двойной прямой удар

Положение на доске, когда шашка может быть сбита противником двумя конкретными числами, оба из которых не больше шести.  См. «ПРЯМОЙ УДАР».

Двор

Средняя часть доски, прилегающая к «ДОМУ» и отделенная от него «БАРОМ».

«Пункты» с 7-12 у одного игрока и с 13-18 – у другого.

Задняя шашка

Шашка, находящаяся в доме оппонента.
Запереть дом

Означает взять все шесть пунктов в своем «ДОМЕ».

Предполагается (но не обязательно), что хотя бы одна шашка оппонента сбита и находится на «БАРЕ».

Золотой пункт

Пятый «ПУНКТ» в «ДОМЕ» оппонента. Назван так из-за своей стратегической важности.

Взяв «ЗОЛОТОЙ ПУНКТ», игрок обеспечивает себе надежный оплот в «ДОМК» оппонента на случай, если ему придётся «ЗАРЯЖАТЬСЯ», и одновременно контролирует «ДВОР» оппонента.

Комбинированный удар

Расстояние в 7 пунктов или больше от «БЛОТА» до ваших шашек. Чтобы сбить «БЛОТ», вам необходимо определенное сочетание чисел на обеих игральных костях.

Край прайма

Открытый пункт прямо перед головой «ПРАЙМА».

Матч

Метод игры, который обычно используется в турнирах, когда тот игрок, который наберет заранее определенное число очков, провозглашается победителем.

Матч-пойнт

Счет в матче, когда одному из игроков не хватает одного очка до победы.

Мертвая шашка

Шашка, которую загнали глубоко в «ДОМ», так что она не может выполнять полезных функций.

Нацелить»

Шашка, расположенная в 6 или менее пунктах от данного пункта, считается нацеленной на этот «ПУНКТ».

Неактивный билдер

Шашка, которая кажется «билдером», но которую в действительности нельзя двигать, так как она служит

для решения других задач в той точке, где стоит.

Непрямой удар

Сложный или комбинированный удар (число очков, нужных для попадания, больше шести).
Обратная игра

Тип игры, в которой Вы удерживаете два или более «ПУНКТА» в «ДОМЕ» противника, в надежде сбить его шашки на поздних стадиях игры, когда он будет заводить их в «ДОМ» или снимать их с доски.

Пипсы

Количество ходов шашек до окончания игры. Сумма выброшенных значений на игральных костях, достаточных для вывода всех шашек из игры (победы).

Полуактивный билдер

Шашка, которая либо может, либо не может использоваться как «билдер», в зависимости от броска и позиции.

Правило Кроуфорда

Правило, применяемое в матче. Если игроку не хватает одного очка до победы, его оппоненту в течении одной партии не разрешается удваивать ставки.

Прайм

Последовательность пунктов, занятых шашками одного цвета.

Обычно под словом «прайм» понимается непрерывная последовательность, блокирующая шашки оппонента, оказавшиеся запертыми этим «праймом».

В зависимости от протяженности, различают пяти-очковый «прайм», четырех-очковый «прайм» и т.д.

«Прайм» может быть и разорванным. Такой «прайм» содержит «дырку», «разрыв».

Блокада препятствует бегству запертой шашки при выпадении любых чисел, кроме, например, пятерки.

Прямой удар

Расстояние в 6 пунктов и меньше от «БЛОТА» до шашек противника.

Пункт

Ячейка на игровом поле, одна из 24 клеток U-образного трека, по которому шашки противников совершают свой путь на игровой доске. Пункты нумеруются от 1 до 24.

Разрыв

Расстояние между «ЗАСТРОЕННЫМИ ПУНКТАМИ» («ДЫРКА» в «ПРАЙМЕ»).

Сдерживающая игра

Тип игры, где в которой игрок держит «ПУНКТ» или «ПУНКТЫ» в «ДОМЕ» или «ДВОРЕ» противника,

чтобы не позволить ему заходить безопасно в «ДОМ».
Слоттинг

Прием, заключающийся в том, что игрок опускает шашку (и оставляет ее подставленной под удар) в тот ПУНКТ, который он хотел бы взять, и надеется накрыть шашку следующим ходом.

Слоттинг и сплитование

Сочетание приемов «СЛОТТИНГ» и «СПЛИТ» (обычно не рекомендуемое): игрок опускает шашку под удар в своем «ДОМЕ» и одновременно разделяет (сплитует) задние шашки в «ДОМЕ» соперника.

Сплит

Разделение сдвоенных шашек в «ДОМЕ» противника. Различают большой сплит и малый сплит, в зависимости от расстояния между разделенными шашками. Если шашка идет на 3 или 4 пункта, перемещаясь из первого в пятый или четвертый пункт, то это большой сплит. Если на 1 или 2 пункта, то это малый сплит.

Назад